Осенью 2013 года Национальный Музей в Копенгагене в сотрудничестве с Британским музеем (Лондон) и Музеем доисторического периода и ранней истории (Берлин)
откроет большую экспозицию викингов, главной достопримечательностью
которой станет 36-метровое судно викингов «Роскилле-6». «Нет никаких
сомнений в том, что «Роскилле-6» является самым длинным кораблем
викингов в мире», ‒ говорит Кристиан Стрэткверн (Kristiane Strætkvern),
консерватор Отдела Хранения Национального Музея, координирующий
консервацию «Роскилле-6», название которого связано с номером находки ‒
судно было шестым по счету из девяти кораблей викингов, найденных в
Роскилле в 1996-1997 гг.
До этого момента самым длинным
кораблем викингов считался реконструированный «Скулелев-2», прозванный
«Жеребцом», длина которого составляет 30 метров. По словам сотрудников
Национального Музея изначально «Роскилле-6» был сохранен лишь с целью
консервации, а не для показов. Однако когда наметилась новая
международная выставка, Национальным Музеем было предложено выставить
«Роскилле-6» в качестве ключевого экспоната. Этот корабль был построен
ок. 1025 года в окрестностях Осло,
о чем свидетельствуют дендрохронологическое исследование древесины,
использовавшейся в постройке судна ‒ доска толщиной всего лишь 3
сантиметра, сделавшая корабль очень легким и элегантным.
Означает ли эта облегченная конструкция то, что судно в основном
использовалось в датских водах? «Никоим образом, ‒ говорит Кристиан
Стрэткверн, ‒ Данный тип судов легко мог выжить и в океане». На вопрос о
том, можно ли вписать «Роскилле-6» в политическую действительность
1020-х гг., отвечает Нильс Бонде (Niels Bonde) ‒ один из сотрудников
Национального Музея, работающий над датировкой «Роскилле-6».
«Мы знаем о том, что «Роскилле-6» был построен в 1025 году, а годом
позже ‒ в 1026 году ‒ произошло решающее сражение между шведскими,
датскими и норвежскими викингами при Хельге, на границе Сконе и
Блекинге. Дело в том, что у датского короля Кнуда Великого были сильные
датские территории в Норвегии, но норвежский король Св. Олаф Харальдссон
пытался бросить вызов датчанам. Кнуд Великий направился обратно на
север с огромным флотом, согласно источникам ‒ до 600 кораблей, после
того, как в Англии стало спокойно. Поэтому вероятно, что «Роскилле-6»
был построен в связи с конфронтацией между Олафом и Кнудом и был
использован в битве при Хельге», ‒ говорит Нильс Бонде, ‒ «По некоторым
данным сражение завершилось ничьей, тогда как другие приписывают победу
Кнуду. В любом случае, Олафу пришлось бежать».
Сохранилось более 25 процентов корабля, и новые технологии выставки
покажут, как собираются отдельные части судна, из которых лучше всего
сохранился Киль.
Таким образом посетители Музея смогут получить представление о том, как
выглядел «Роскилле-6» в 1025 году. После презентации в Национальном
Музее, корабль будет показан в Лондоне и Берлине. По словам музейного
инспектора Анне Педерсен (Anne Pedersen) «Роскилле-6» будет использован
для того, чтобы систематизировать мир викингов и показать, как викинги
перемещались по морям и рекам и контактировали с другими культурами; а
также сосредоточиться на судах викингов, которые были так жизненно
необходимы, на их похоронных обычаях и на восприятии викингами мира.
вотпуск ру